Сновидения – королевская дорога в Бессознательное
«Сознание», «психика», «бессознательное» продолжают оставаться главенствующими, всеобщими и до сих пор загадочными категориями в изучении человеческой личности. Ещё более таинственными свойствами человеческой психики, как психический феномен, являются сновидения.
Сновидения всегда наполнены фантастическими образами, нереальными картинками и волшебными превращениями. Нередко сновидения ставят наше сознание в тупик и, проснувшись, мы не понимаем, что это могло бы означать. Как правило, на помощь приходят сонники и универсальные общепринятые народные толкования.
Давайте же разберемся, что такое сновидение с точки зрения психоанализа, откуда появляются столь нелепые образы и действия в наших снах и как их можно толковать в рамках конкретного жизненного опыта человека.
Еще первые древнегреческие философы, конечно, не могли обойти вниманием такой психический феномен, как сновидения. Аристотель наделял их функцией воображения и считал побочным продуктом предыдущих ощущений. Демокрит полагал, что сновидения — это особые излучения, исходящие ото всех людей и вещей. Эти излучения способны проникать в тело и сознание спящего. Согласно Платону, биологическим очагом сновидений является печень. А древнегреческий философ Артемидор из Далдиса написал основной труд своей жизни, своеобразный словарь снов, в котором отразилась первая попытка обобщения и интерпретации ночных образов и ситуаций.
В рамках психоаналитической науки одними из первых проявил серьёзный интерес к изучению сновидений З. Фрейд. Работа со сновидениями начала набирать обороты в результате развития двух научных направлений: психоаналитических исследований бессознательного и электрофизиологических исследований сна. В 1900 году З. Фрейдом была опубликована работа – «Толкование сновидений». В ней описывалось, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. З. Фрейд говорил, что сновидение — это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела. Так же отмечалось, что сны служат для разрешения внутренней напряженности, которая ведет свое происхождение из прошлого и не осознается нами. Дневные переживания трансформируются в сновидение посредствам активной деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна.
Сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения. Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание. Главной характеристикой сновидения, по З. Фрейду, является то, что сновидение побуждается желанием, а исполнение этого желания реализуется через содержание сновидения. То есть сновидение является устранителем раздражителей, нарушающих сон, путем галлюцинаторного переживания исполнения желания.
Процессы, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматических раздражителей, остатков дневных впечатлений формируется явное содержание сновидения, используют четыре основных механизма — сгущение, смещение, вторичную обработку и образное изображение мыслей. Сгущение – это слияние различных представлений в одно составное целое. Именно сгущение затрудняет толкование явных психических содержаний и выражается в том, что явный рассказ сновидения есть лишь краткий перевод его скрытого содержания. Смещение – это механизм работы сновидения, когда ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит другие, поначалу более слабые представления, связанные с первой цепью ассоциаций. Вторичная обработка заключается в перегруппировке и связывании элементов явного сновидения в более или менее гармоничное целое.
Образное изображение мыслей – это превращение мыслей в зрительные образы. Для выражения отдельных элементов сновидения существует наглядное изображение слова, особенно абстрактных понятий. Все эти механизмы делают сновидение приемлемым для Я, учитывая тот факт, что первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания.
Именно на сновидениях Фрейд доказывает «правильность» психоанализа, показывая, что симптомы какого-то невротического заболевания имеют свой смысл, т.е. служат какому-то намерению. Он проводит полную аналогию между построением сновидений и невротическими симптомами, и считает, что процесс выздоровления аналогичен превращению спящего человека в бодрствующего и здорового.
В контексте психоаналитической терапии терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов и тем самым облегчить некоторые симптомы и переживания. Таким образом, сновидения являются одним из важнейших источников доступа к психическому бессознательному человека. Так же крайне важным является понимание того, что индивидуальные ассоциации, возникающие по поводу собственных сновидений в процессе анализа, являются более важными и значимыми в терапии, чем любой предвзятый универсальный набор руководств по их толкованию.
Психолог психоаналитического направления Жолудева Вера Анатольевна
Понравилась статья - поделись в социальной сети с друзьями
Другие статьи по психологии:
Доклад Детковской О.А. на III Международной научной конференции "Фрейд и русские: забытые судьбы и открытия" 2015г.. Лу Андреас Салом ...
детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011 Когда я была маленькой, то очень боялась лечить зубы. Я помню, что даже когда я проходила или ...
детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011) (семейный психотерапевт Фрейдин Б.Р.) Еще давным-давно исследователи обратили внимание, что ...