Синдром профессионального выгорания у педагогов
Звонит будильник.. Надо вставать.. Но на работу идти не хочется..Что делать? Это первый «звоночек» на который стоит обратить внимание.
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, оно характеризуется нарастающим эмоциональным истощением. В «группу риска» входят: врачи, учителя, психологи и др. профессии, принадлежащие к системе «человек-человек».
Конечно, работа с людьми, и, особенно, работа в школе, подразумевает эмоциональное, умственное и физическое истощение, усталость. Это состояние развивается, если вы работаете в однообразном и/или напряженном ритме.
В наше время требования со стороны общества к личности учителя все возрастает. И одним из самых важных качеств учителя признается способность к сопереживанию (эмпатии). Но педагога, к сожалению, не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не учат преодолевать эмоциональные трудности в профессии.
В процессе работы учитель сталкивается с большим количеством социальных контактов, высокой ответственностью, необходимостью быть все время в «форме», что добавляет напряжения и стресса, которые ведут к синдрому профессионального выгорания (СПВ).
Как определить синдром профессионального выгорания?
Сначала появляется нежелание идти на работу, безразличие, скука, становится меньше положительных эмоций, больше раздражения, негативных чувств к коллегам и ученикам, потом появляется физическое (головные боли, бессонница) и эмоциональное истощение (нет эмоций, сил, воли).
Можно выделить три стадии СПВ:
1 стадия: появляется забывчивость, как следствие этого – контроль и многократные проверки своих действий
2 стадия: падает интерес к работе, не хочется никого видеть, апатия, раздражительность. Так же одним из симптомов синдрома профессионального выгорания являются разнообразные частые и длительные заболевания, обусловленные психосоматикой.
3 стадия: нет интереса к работе и к жизни, безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, отсутствие сил. Профвыгорание может представлять собой механизм психологической защиты в виде частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.
Важным фактором СПВ является сама личность педагога. Если человек осуществляет контроль за жизненными ситуациями и гибко реагирует на изменения, владеет тактикой сопротивления стрессу, имеет низкую тревожность, принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, не страдает трудоголизмом, не предъявляет завышенные требования к самому себе, самостоятелен и независим, может принимать решения, — то у него низкий уровень выгорания.
Что делать? Кто-то каждые 5 лет меняет место работы, кто-то уходит из школы, кто-то сосредотачивается на преподавании своего предмета, а не на воспитании учеников, но это не выход. Необходимо научиться беречь свое психическое и физическое здоровье.
Профилактика развития «сгорания»:
- создание администрацией мотивации и возможности профессионального роста для учителей. Если человек не получает длительное время должного вознаграждения (материального, психологического) за выполненную работу, то это заставляет его думать, что его работа не имеет ценности. Появляется раздражение к окружающим и нежелание развиваться в профессиональном плане.
- распределение обязанностей, которые организует руководство
- психологически комфортные и здоровые взаимоотношения коллег
- обучение техникам релаксации и борьбы со стрессом
- удобная организация рабочего места и времени
- использование тренингов личностного роста, тренингов принятия решений, разрешения конфликтов, уверенности в себе и т.д.
Если вы все-таки столкнулись с СПВ, то в первую очередь необходима работа с психологическими аспектами. Задайте себе вопросы:
- Люблю ли я свою работу?
- Чем она мне нравится / не нравится?
- То, чем я занимаюсь, мне интересно?
- Как я могу уладить конфликты?
- Какой выход из данной ситуации оптимален?
Часто трудно самому разобраться, и требуется специалист, психолог, который поможет увидеть ситуацию со стороны, поможет найти причины СПВ.
Как часто вы себя хвалите за проделанную работу? Постарайтесь 3-5 раз в день мысленно говорить себе: “Молодец! Я собой горжусь!”, “Умница!”, “Здорово получилось!”
Хорошо бы найти себе любимое занятие, хобби, которое не будет связано с вашей работой. Оно дает возможность человеку переключиться, делать и узнавать что-то новое (соответственно в мозге образуются новые нейронные связи), приятное. Хобби рушит однообразный и напряженный ритм, который накапливается в течение рабочей недели, снимает стресс.
Развивайте свою креативность. Учитесь быстро, гибко, оригинально мыслить, развивайте воображение и чувство юмора. Подвергайте сомнениям стереотипы.
Во вторую очередь это работа с физиологическими аспектами:
- Занятия фитнесом, танцами помогают снять физическую и психологическую нагрузки
- Сколько вы спите? Сон должен составлять не менее восьми часов в сутки, он восстанавливает ваши физические силы
- Теплая ванна / душ, приятная музыка хорошо успокаивают
- Прогулки по парку тонизируют и заряжают бодростью
Большую роль в профилактике синдрома профессионального выгорания является поддержка со стороны руководства, администрации, коллег, семьи, друзей.
Итак, знание причин и стадий развития синдрома профессионального выгорания позволит педагогам вовремя провести профилактику развития симптоматики.
Профилактика должна проводиться комплексно: со стороны администрации, со стороны коллектива и со стороны самого педагога (причем как психологического, так и физиологического состояния).
Понравилась статья - поделись в социальной сети с друзьями
Другие статьи по психологии:
детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011 Когда я была маленькой, то очень боялась лечить зубы. Я помню, что даже когда я проходила или ...
детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011) (семейный психотерапевт Фрейдин Б.Р.) Еще давным-давно исследователи обратили внимание, что ...
детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011 "Дружба - это когда два друга связаны между собой узами пониманий. И таких друзей уже не разл ...