Критерии и факторы психического здоровья.
( психоаналитик Боровкова Ю А. 2013)
Что такое психическое и эмоциональное здоровье?
Какие ориентиры мы используем, говоря о нем?
Существуют разные взгляды, критерии и факторы определения психического здоровья, специалисты пользуются широко распространенными классификациями психических заболеваний — DSM (американская классификация) и МКБ (международная), которые в основном ориентированы на отдельные симптомы. При этом за симптомами всегда скрывается личность пациента, и симптомы являются способами этой личности справиться с различными трудностями, с которыми столкнулся человек в своей жизни, совсем недавно или давно, еще в детстве.
Психоаналитическая психотерапия предполагает возможность не только освободиться от какого-то симптома, но и ориентируется на достижение психического и эмоционального благополучия. Каковы же критерии этого благополучия, на которые опираются в работе современные специалисты?
Известный американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс, классик современного психоанализа, предлагает 16 критерий, присущих здоровой личности:
- Способность любить. Способность открываться и доверять самому и интересоваться внутренним миром другого человека, принимать его с уважением к его личности, без идеализации и обесценивания, таким, какой он есть. Способность вовлекаться в отношения, умея и получать, и отдавать.
- Способность работать. Способность создавать и творить то, что ценно для человека, его семьи и общества, привносить в мир что-то новое, реализуя свой творческий потенциал. Это касается всех сфер деятельности человека – профессиональная деятельность, хобби, увлечения, обучение, домашние дела, воспитание детей и т.д.
- Способность играть. Как игры детей, через которые они познают мир и свое место в нем, с помощью которых учатся справляться с условиями жизни и запретами родителей, выражать свои чувства и страхи, так и игры взрослых, выросшие из детских игр, существующие уже на другом уровне, важны для самовыражения и взаимодействия с миром. Игра словами, символами, иносказательность и метафоричность мышления, юмор и образность речи – способы получения удовольствия от мыслительной деятельности и общения.
- Безопасные отношения. Нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых — одним словом, нездоровых отношениях. Джон Боулби в своей теории привязанности описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (сложно выносить одиночество, поэтому человек «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (человек может легко отказаться от другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри). Существует еще один тип привязанности — дезорганизованный: люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник одновременно тепла и страха. Это свойственно людям с пограничным уровнем личностной организации, и часто наблюдается после насилия или отвержения в детстве. Такие люди «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его. К сожалению, нарушения привязанности — весьма распространенное явление. Тип привязанности можно изменить в ходе психотерапии, разобравшись в причинах, приведших к формированию тех или иных способов функционирования личности.
- Автономия. Способность желать и принимать свои желания, и нести ответственность за последствия их исполнения. Автономный человек действительно знает, чего он хочет и живет своей жизнью, а не чужой, насажденной ему, привнесенной извне. При недостатке автономии люди делают не то, чего на самом деле хотят. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, имеющие проблемы с питанием, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.
- Интегрированность, или постоянство себя и объекта. Способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я, как «хорошими», так и «плохими», осознание своей целостности, принятие своих достоинств и недостатков, желаний и разочарований. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет.
Способность восстанавливаться после стресса (сила Эго). Возможность пережить стрессовую ситуацию, опираясь на внутренние ресурсы, используя разнообразные защитные стратегии. Понимание своих защитных механизмов, наблюдение за ними, овладение новыми, более адаптивными – одна из целей психотерапии. - Реалистичная и надежная самооценка. Бывает и слишком критичное отношение к себе, и наоборот, чрезмерно завышенное. В первом случае человек чувствует себя ничтожным, ни на что не способным, во втором – грандиозным и всемогущим.
- Система ценностных ориентаций. Понимание смысла моральных, этических и ценностных норм общества и умение гибко им следовать.
- Толерантность к своим эмоциям. Выносить эмоции — значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями — своей рациональной частью.
- Способность к рефлексии. Способность к самонаблюдению, осмыслению своего внутреннего мира, взгляд на себя «со стороны».
- Способность к ментализации. Способность представлять и описывать свои и чужие переживания, состояния, эмоции.
- Гибкость и вариативность защитных механизмов. У каждого человека свой набор защитных механизмов и стратегий. Возможность осознавать свое защитное поведение, распознавать способы реагирования и пользоваться разными.
- Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, своем удовольствии, но не в ущерб другим.
- Чувство витальности. Способность и возможность жить полной жизнью, получать удовольствие от каждого дня, дышать полной грудью, чувствовать себя живым.
- Принятие того, что мы не можем изменить. Мы рождаемся с ограничениями, не всегда получаем то, чего страстно желаем, мы теряем близких людей и сами – смертны. Принятие собственной ограниченности, способность переживать утраты, скорбь, искренне грустить о потерянном и невозможном.
В той или иной степени все эти факторы присущи каждому человеку. Они не являются строгим эталоном психического здоровья, а скорее позволяют высветить какие-то болевые точки, слабые места, и помогут обозначить и сформулировать проблему, с которой, возможно, вы справитесь самостоятельно, или же придете на прием к психотерапевту.
Понравилась статья - поделись в социальной сети с друзьями
Другие статьи по психологии:
детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011 "Дружба - это когда два друга связаны между собой узами пониманий. И таких друзей уже не разл ...
детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011 Когда я была маленькой, то очень боялась лечить зубы. Я помню, что даже когда я проходила или ...
( По текстам и материалам семинаров французских психоаналитиков К.Элячеф и Н.Эйниш.) (Составитель Детковская О.А.) Что происходит с ...