«НЕ ХОЧУ К ВРАЧУ…» идем с ребенком к зубному.
детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011
Когда я была маленькой, то очень боялась лечить зубы. Я помню, что даже когда я проходила или проезжала мимо детской стоматологической поликлиники, на меня накатывал огромный страх, я сразу вспоминала неприятный запах лекарств, противный звук бормашины, врачей и мне становилось не по себе. А когда к нам в школу приезжали стоматологи, ужас вместе с запахом стоматологических препаратов распространялся по коридорам, и самая строгая учительница казалась нам просто ангелом по сравнению с врачом.
Думаю, многие могут поделиться подобными ощущениями, детская стоматология тогда была совсем другой. Все изменилось, врачи научились лечить зубы быстро и практически безболезненно, их кабинеты превратились в оазисы комфорта, но как ни странно большинство детей боятся лечиться. Да что там говорить, многие взрослые поеживаются при мысли, что им надо посетить зубного врача. Понятно, что родители, имея за плечами неприятный опыт, могут передавать это ощущение детям.
Почему же при этом одного ребенка удается вылечить, и он преодолевает страх и дальше ходит к врачу с удовольствием, а другой сопротивляется до последнего, выматывая всех взрослых вокруг, и для него приходится искать какие-то другие способы решения проблемы. Что же взрослые могут сделать, для того чтобы ребенок спокойно переносил стоматологические процедуры.
Так случилось, что судьба предоставила мне возможность раскрыть эту тайну. Четыре года я проработала психологом в крупной частной стоматологической клинике, помогая детям, лечиться, а врачам их лечить. Через меня проходили сотни детей, я наблюдала различные истории. Многие вещи мне казались очевидными, и я не понимала, почему ни родители, ни врачи не могут их изменить. Что-то до сих пор остается неизвестным и непонятным. Мне хотелось бы поделиться всем этим опытом, надеюсь, это поможет родителям научить своих детей лечиться. Думаю, лучше всего информация воспринимается на примерах, поэтому, я расскажу несколько историй детей, которые лечили зубы с моей помощью. И в связи с этим я могла подробно наблюдать их поведение и описывать его.
Я познакомилась с Аней (имя изменено), когда ей было четыре года. Это была симпатичная маленькая девочка, которая очень любила рисовать и играть на компьютере. Когда она засмеялась, я обратила внимание, на то, что у нее черные все верхние передние зубы. Ее мама рассказала мне, что дочка сильно боится лечить зубы, поэтому их пришлось посеребрить, чтобы инфекция не перешла на другие, из-за этого зубы стали черными, их теперь никак не отчистить, приходится ждать, пока они поменяются. Она сказала, что сначала девочка не боялась, но так как у доктора ей было больно, то пришлось силой заставить сидеть ее, в то время как врач ставила пломбу. К сожалению, когда они пришли к врачу, зуб было необходимо срочно лечить, так как он беспокоил девочку. Аня кричала, плакала, вырывалась, но взрослые не отпускали, так как им нужно было закончить работу. Уже в этот момент мама поняла, что делает что-то неправильно, но останавливаться было поздно.
В следующий раз Аня наотрез отказалась идти к врачу, хотя оставалось еще много зубов, которые нужно было лечить, тогда ее повели против ее воли и посеребрили зубы. Я попробовала поговорить с девочкой о микробах, которые разрушают зубки и о ежедневной гигиене, она слушала с большим интересом, оказывается, ей об этом никто не рассказывал. В последствие ее мама рассказала мне, что Аня теперь с большой ответственностью относится к чистке зубов, все время вспоминает про микробов.
Давайте рассмотрим ошибки,
которые делают родители, пытаясь вылечить ребенку зубы:
Ошибка первая: привести ребенка к врачу, когда у него уже что-то болит.
В общем-то, позиция родителей логична: «Для чего идти к врачам, если ничего не болит». Но с другой стороны, ребенку нужно время, для того чтобы привыкнуть к врачу и доверять ему. Стоматологическое лечение специфично, во время него используется много разных необычных аппаратов, инструментов, ребенок должен познакомиться с ними, понять как они действуют, чтобы они не пугали его, а на это нужно время.
Вспомните себя, ведь когда у вас что-то болит, вы становитесь капризны, раздражительны, вам тяжелее терпеть неудобства. В этот момент вам нужен комфорт и люди, которым можно доверить свою боль, а не новая обстановка, где необходимо взаимодействовать с новыми людьми и усваивать кучу новой информации. Для ребенка это важно вдвойне. Родители часто совершают эту ошибку потому что, неосознанно избегают или откладывают посещение врача вместе с ребенком и тем самым усугубляют положение. Происходит это, как правило, потому, что у родителя самого существует страх медицинских процедур. Таким образом родительские установки напрямую формируют у ребенка аналогичные, так страх врачей передается из поколения в поколение.
Анина мама рассказала мне позже, о том, что она в детстве очень сильно боялась всяких медицинских процедур и не позволяла себя лечить. Страх формирует у родителей особое отношение к чувствам детей, они думают, что бояться врачей — это нормально, таким образом, неосознанно подкрепляют чувства ребенка.
Исходя из вышеперечисленного, хочется дать родителям следующие рекомендации: познакомьте ребенка со стоматологом как можно раньше. Начинать посещения можно, когда ребенку исполнится один год. Выберите подходящего врача, который специализируется на работе с детьми, приходите к нему регулярно, чтобы это мероприятие стало для малыша привычным, чтобы он научился доверять доктору. Как бы вам не хотелось отложить визит, сделайте посещение врача неприкасаемым правилом. Не позволяйте своим страхам проникать в жизнь ребенка.
Ошибка вторая: не мотивировать ребенка лечиться.
Аня, когда первый раз шла к врачу не понимала, зачем ей это нужно, она намного позже узнала о микробах и кариесе. В медицинском кабинете, так или иначе, приходится терпеть некоторые неудобства, например, показывать рот незнакомому человеку, чувствовать, что в него льется вода, помещаются разные инструменты, человек должен представлять, для чего ему все это. Опыт показывает, что если у ребенка нет вообще никакой мотивации (т.е. он не понимает, зачем пришел к доктору, не хочет идти), то вылечить его оказывается достаточно сложно. Маленькие дети не могут сами себя побуждать к чему-либо, эту функцию должны выполнять за них взрослые. Поэтому мотивацию для ребенка нужно создавать. Лучше, конечно, чтобы мотивация была истинной, т.е. лечение ради достижения здоровья. Но у маленьких детей она бывает редко, чаще внешняя (получение подарка, одобрения). В случае Ани, наилучшим мотивом для нее было бы избавление от боли, дискомфорта, который она испытывала. Нужно было бы объяснить ей, что только врач может помочь ей чувствовать себя лучше, никто другой этого сделать не сможет. А для того чтобы у доктора все получилось быстро и хорошо, она должна помогать ему и делать все как он скажет. Объяснить, почему зуб болит, что там поселились микробы, которых нужно прогнать. Дети, кстати, очень живо представляют себе эту картину, и с удовольствием включаются в борьбу против вредителей. Для наглядности можно все это нарисовать вместе. Таким образом, чтобы лечение состоялось и прошло нормально, рассказывайте своему ребенку, независимо от возраста, куда он идет и для чего ему это нужно.
Ошибка третья: применять насилие при лечении
Вследствие первых двух ошибок, Анина мама совершила третью. Ребенок тревожен, не в лучшем физическом состоянии в незнакомой обстановке, с ним не церемонятся, а сразу пытаются совершить какие-то манипуляции с его телом, конечно девочка стала сопротивляться. Ну а мама, наоборот, с одной стороны, она понимает, что ребенка надо лечить, с другой ей своего ребенка жалко, с третьей, она хочет быть хорошей матерью в глазах врача. Врач просит помочь ему и предлагает удержать ребенка силой во время лечения, это проще, чем искать другие способы договориться с малышом. Мама интуитивно понимает, что так делать нельзя, но не решается противостоять авторитету врача. Этот феномен можно назвать: «Насилие от бессилия», когда взрослые ничего другого не находят как физически удерживать ребенка во время проведения процедуры, наказывать, принуждать к лечению.
Начинается все безобидно и взрослым кажется, что надо только объяснить малышу, что они не принесут ему вреда, и он поймет, и откроет рот, и будет спокойно сидеть. Но не тут-то было, врач, ассистент и мама объясняют ребенку, но он рот не открывает. На каждый следующий посыл от взрослых идет отказ. Взрослые сначала стараются мягко по-хорошему, обещают подарки, хвалят, но ничего не происходит. Наоборот ребенок еще больше вжимается в кресло, наступает момент, когда он вообще не слушает никаких слов, ему надо отсюда встать. У взрослых уже включилась доминанта, и они хотят завершить процесс. Они думают, ну что за абсурд, они что, делают что-то плохое, ведь зуб надо лечить, и начинают давить.
Постепенно они отбирают подарки, которые только что наобещали, потом начинают угрожать, что ребенок не получит ни одной конфеты, что за дверью стоит дядя со шприцом и он сейчас зайдет, что мама не будет с ним разговаривать, чтобы к врачу он больше не приходил. Ситуация превращается из безобидной, в очень даже обидную: взрослые агрессивно давят на ребенка, он им противостоит, спасает себя, но теряет любовь окружающих. И ведь это они его затащили в эту ловушку. Начинают держать руки, ноги, рот открытым, ну как тут поверишь, что тебе не хотят зла. Ребенок сначала капризничал от тревоги, теперь он обижен. Его не слышат, не принимают, мама с ними заодно. Это становится похожим на насилие, ребенок кричит от отчаяния. В лучшем случае удается заляпать зуб кое-как, но тогда врач не может дать никакой гарантии на пломбу и расстраивается мама, да и ребенок. Все было зря. В худшем – ребенок уходит очень обиженный, он не оправдал надежд, родитель потерял время и перед ним по-прежнему проблема здоровья ребенка, только теперь он еще и не доверяет врачам.
Никогда не применяйте насилие, для того чтобы вылечить ребенку зубы. В лучшем случае вы решите небольшие проблемы на данный момент, но приобретете большие проблемы на будущее. Так как в душе ребенка надолго поселится страх, который будет препятствовать не только нормальному взаимодействию с врачами, но и хорошему уходу за зубами. Ведь психика человека так устроена, что избегает соприкосновения со всем, что может напомнить о травме.
Вернемся к Ане. Так или иначе, а нужно было заниматься ее зубами, и мама записала ее на очередной прием к стоматологу. Он был назначен на 8 утра, а клиника находилась в часе езды от дома девочки, так что ей пришлось встать очень рано, она не выспалась и пребывала в плохом настроении. Всю дорогу Аня задавала маме тревожные вопросы о том, куда они идут и зачем, спрашивала, не будут ли ее лечить. Мама отвечала, что они идут к хорошему доктору, ничего делать не будут.
Аня не хотела идти, капризничала и еле двигалась. В результате они опоздали к назначенному времени, прием получился скомканным, девочка еле-еле зашла в кабинет, не хотела садиться в кресло, показала врачу зубы издалека, стоя у письменного стола. Стоматолог заметила несколько зубов, требующих немедленного лечения и один из них был настолько плох, что его необходимо было удалять. Но о начале лечения пока не могло быть и речи, Аня все время плакала, хотела выйти из кабинета. Требовалось провести большую психологическую работу, прежде чем эта маленькая девочка научилась бы лечиться, но на это не было времени, зубам была необходима срочная помощь. В итоге ребенка пришлось лечить под общим наркозом.
Сейчас Ане 7 лет, она совершенно спокойно посещает врача-стоматолога, этому предшествовала сложная совместная работа родителей, врачей и детского психолога, но это уже другая история.
Ошибка четвертая: назначать прием у врача в некомфортное для ребенка время
Аня итак была в тревоге перед приемом, а тут еще такое раннее время. Получается, поход к врачу превратился в экстремальную в жизни девочки ситуацию, она и мобилизовала все свое ресурсы, чтобы дать отпор. Так не должно быть, надо стремиться к тому, чтобы прием у врача был само собой разумеющимся делом. Это не грандиозное событие, которого ждут и к которому готовятся, иначе сверхзначимость сыграет против вас, ребенок будет напряжен, натянут как струна. С другой стороны, вообще не говорить об этом тоже нельзя, ребенок должен знать и понимать, куда и зачем он идет. Лучше не назначать визит к врачу в часы, когда ребенок обычно спит (раннее утро, тихий час) или устал (поздний вечер). Он все-таки должен быть в хорошем настроении и ресурсном состоянии. На прием ребенку лучше всего приходить сытым, здоровым. У детей от телесного комфорта напрямую зависит комфорт психологический. Сейчас во многих клиниках делают уютные детские уголки, где есть разные игрушки, можно порисовать и посмотреть мультики. Это придумано не просто так, ребенок, пребывая в такой атмосфере, расслабляется, привыкает к новой обстановке, что способствует хорошему доверительному контакту с врачом. Для того чтобы игровая комната сработала таким образом, родителям нужно спланировать свое время так, чтобы у ребенка была возможность поиграть перед приемом, соответственно нужно прийти в клинику заранее.
Ошибка пятая: обещать ребенку, что ему ничего не будут делать
Именно так делала Анина мама, когда они шли к врачу. Она, вероятно, хотела успокоить девочку, не тревожить лишний раз, не провоцировать истерику. Понятно, что ребенок задает вопросы типа: «А что мне там будут делать?» из-за собственной тревоги и страха. Но ведь ответы родителей «Ничего» не уменьшают этой тревоги, просто потому, что ребенок не понимает настоящей цели похода. Если ему ничего не будут делать, то зачем ему туда идти. Кроме того, это неправда, врач как минимум будет проводить осмотр, иначе действительно, зачем это мероприятие. Поэтому, если родитель обещает ребенку, что ему ничего не будут делать в кабинете, он совершенно сознательно его обманывает, вряд ли ребенок поверит ему в следующий раз. Здесь есть такой тонкий момент, родитель, таким способом, переносит ответственность на врача. «Мое дело привести ребенка» — думает он, а дальше врач пусть думает, что делать. Но получается, что таким образом «подготовленный» ребенок практически гарантировано выдаст негативную реакцию в кабинете врача, что ставит успех всей операции под сомнение с самого начала.
Родителю очень важно сотрудничать с врачом, так как лечение состоится и пройдет нормально только при объединении усилий. Поэтому, если ребенок задает вопросы: « А куда мы идем? А что мне там будут делать?», ему необходимо на доступном для его возраста языке объяснить правду. Например, если вы идете на первичную консультацию, скажите что вы идете познакомиться с доктором, показать ему зубки, подобрать хорошую пасту и щетку. И ни в коем случае не нарушайте обещание, не меняйте планов, осмотр, значит только осмотр. Если планируете сразу лечение, то об этом нужно предупредить и ребенка, например такой фразой: «доктор посмотрит и почистит зубы, вылечит, если это необходимо». От ребенка могут последовать и другие вопросы, это естественно, так как ему непонятно и от этого тревожно.
Самое лучшее будет, если вы спокойно объясните, в чем будет заключаться лечение. При этом, следует избегать слов и словосочетаний с негативной эмоциональной окраской, таких как: «укол», «сверло», «сверлить», «кровь», вырывать зуб, лучше заменять их на нейтральные: «заморозить», «помыть», «почистить». В любом случае, даже если вы растревожите ребенка этими сообщениями, лучше это сделать заранее, так у вас будет достаточно времени все объяснить, а у ребенка успокоиться.
Ошибка шестая: мотивировать ребенка подарками
Как-то я присутствовала на стоматологическом приеме одного мальчика. Его звали Боря, было ему около пяти лет. Мальчик дверь в кабинет стоматолога открыл ногой, бахилы надевать он отказался, так что вошел в уличной обуви, с ним были мама и няня. Врача Боря называл исключительно по имени, хотя обычно дети и родители зовут ее по имени и отчеству. Для малыша в кабинете сразу включили мультики и стали всем составом уговаривать его сесть в кресло. Но Боря садиться не собирался, сначала прошелся по подоконникам, повалялся по полу, потом все-таки решил присесть.
Дальше перед взрослыми стояла задача уговорить мальчика начать лечение. Боря не хотел лечиться, он сел, чтобы посмотреть мультики. Тогда врач решила использовать проверенный способ, она обещала мальчику, что если он позволит вылечить сегодня зуб, то его ждет подарок. На что Боря ответил: «А мне не надо ваших подарков, не хочу я лечиться». Тогда мама с няней достали из сумки и поставили на стол врача огромную красивую коробку, в ней находился электронный игрушечный робот, о котором Боря давно мечтал, они пообещали, что отдадут его мальчику, если тот вылечит зуб. На какой-то момент у Бори загорелись глаза, но потом он подумал и сказал, что откроет рот, только если мама купит ему еще какой-то автомобиль. Мама согласилась, однако, как только врач приступила к работе, мальчику снова стало тревожно, он отказался от всех подарков, встал и попытался выйти из кабинета.
Этот довольно яркий пример, хорошо иллюстрирует ситуации, когда родители пытаются купить послушание ребенка в кабинете врача. Рассмотрим причины, по которым этот механизм не работает. Если ребенку обещают подарок перед первым приемом у врача, это сразу его настораживает, он чувствует, что ему предстоит нечто неприятное, иначе бы игрушек не предлагали. Соответственно тревога, которая итак присутствует перед неизвестным, растет, обстановка вокруг лечения зубов нагнетается, что не может не отразиться на поведении ребенка в кабинете врача. Если же ребенок уже имеет тревогу или страх перед лечением, то обещанные подарки вряд ли смогут быть достаточно весомым мотивом, чтобы побороть страхи, они, как правило, сильнее. Именно это и произошло в выше описанном случае.
Детей, которые часто получают подарки от родителей или родственников вообще ничем не удивишь, поэтому они легко отказываются от игрушек ради собственного спокойствия, они знают, что получат их без особого труда через некоторое время. Из всего этого можно сделать вывод: не стоит обещать ребенку подарок перед походом к стоматологу. Он должен с детства усвоить, что посещение врача, это часть необходимой заботы о его здоровье, которая сама по себе ценна. Если ребенок проявил силу воли и поборол свою тревогу в кабинете у врача, сделайте для него что-нибудь приятное, но неожиданно, после приема, поощряя его за хорошее поведение, выразив ему таким образом свое одобрение и поддержку.
Ошибка седьмая: торопить процесс
Мила пришла в клинику очень радостная, с удовольствием рисовала рисунки перед приемом, рассказывала о том, как она любит лечить зубы. Когда она выходила из кабинета врача, то была тоже очень довольна, несла в руке небольшой сувенир, подаренный ей стоматологом, и с интересом рассматривала его. Однако, как оказалось приключения ее на сегодня еще не были закончены, через несколько минут девочку снова пригласили в кабинет, теперь уже к другом врачу — гигиенисту, там ей сделали профессиональную гигиеническую чистку зубов. Мила вышла из кабинета спокойной и уставшей, на лице не осталось следов радости, той, что была до этого. Сегодня ее ждал еще один прием, у хирурга, от него Мила вышла с заплаканными глазами и ваткой, торчащей из угла рта, взгляд был совсем потухшим. Вряд ли Мила придет в клинику в следующий раз с радостью.
Такая ситуация встречается не так уж редко. Заключается она в том, что родители хотят сделать все и сразу. Видят, что ребенок хорошо сидит лечится, просят врача: «Давайте еще одну пломбу сегодня поставим». А у ребенка, в силу возраста, хватает внимания и терпения и физических сил только на один зуб. И если врач идет на поводу у родителей, то ребенок вместо удовольствия от лечения, испытывает дискомфорт, получает негативный эмоциональный опыт, что, конечно же, отражается на его поведении у врача на следующем приеме.
Отсюда следующий совет: постарайтесь сохранить у дочки или сына позитивные воспоминания о докторе и лечении.
Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины, и ощущением, что он плохой. В этом процессе двигаться лучше постепенно, от маленькой работы к большой, от простого к сложному, только тогда результат будет устойчивый и положительный: ваш ребенок научится следить за зубами сейчас и продолжит делать это в будущем, когда вырастет.
Здесь описаны основные ошибки родителей, вследствие которых тревога детей перед лечением у стоматолога усиливается, что неизбежно отражается на их поведении в кабинете. В основном с помощью соблюдения несложных правил, этих ошибок можно избежать. Если же меры предосторожности не помогают, значит, есть другие обстоятельства, которые подкрепляют страх. В этом случае необходимо обратиться к специалисту детскому психологу или психотерапевту.
Почему я говорю только об ошибках родителей и обращаюсь к ним. Потому, что ребенок не имеет достаточно функций, для того чтобы проконтролировать свое поведение и эмоции. А врач стороннее лицо и не всякий раз будет заботиться о вашем ребенке. Кто еще кроме родителей, может повлиять на это. Опыт работы в стоматологии с детьми, которые боятся, дал мне очень много. Это была яркая эмоциональная работа. По крайней мере, я знаю, когда моим детям необходимо будет лечить зубы, я постараюсь сделать все, чтобы они не боялись врачей.
Понравилась статья - поделись в социальной сети с друзьями
Другие статьи по психологии:
детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011) (семейный психотерапевт Фрейдин Б.Р.) Еще давным-давно исследователи обратили внимание, что ...
детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011 "Дружба - это когда два друга связаны между собой узами пониманий. И таких друзей уже не разл ...
Доклад Детковской О.А. на III Международной научной конференции "Фрейд и русские: забытые судьбы и открытия" 2015г.. Лу Андреас Салом ...
10 Responses to «НЕ ХОЧУ К ВРАЧУ…» идем с ребенком к зубному.
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Пожалуйста,скажите в каком городе Вы живете?мне очень нужна помощь в Москве.Я совершила все ошибки из вышеперечисленных,но сыну так и не удалось пока вылечить больной зуб.уже третью неделю мы ходим к врачам с острой болью и делаем уколы анестезии,а дальше дело срывается-зуб сын не даёт вылечить
Здравствуйте! У нас сложная ситуация. Дайте пожалуйста совет! Умоляю) Девочке 7 лет, никогда стоматологов не боялась, спокойно сидела, открывала рот, есть пломбы. Но вот случился казус, врач удалила зуб (в платной клинике) не дождавшись пока подействует анестезия, ребенку было очень больно, плакала еще 2 часа после удаления навзрыд, девочка не истеричная, очень спокойная, говорила, что занемело не в том месте, где дырка от зуба (может не туда вкололи) не знаю. Так вот теперь боится любой боли, даже царапину йодом помазать, держим всей семьей) У стоматолога, приходит садится, дает осмотреть, но как только врач берет бор-машину, закрывает рот и все больше его не открывает! При этом сама рыдает и говорит, что сейчас откроет, но видимо не может, последний раз уговаривали всей клиникой 4 часа, с перерывами на попить и выйти в коридор посидеть, пропустить других детей. Открыла рот ровно на 5 сек, там поверхностный кариес был, врач успела немного посверлить, потом закрыла сказала, что больно и больше не открыла. Врач утверждает что больно быть не может, так как там совсем поверхностно (укол делать дочка не дает). Ушли с временной пломбой, второй раз пришли через неделю, уговаривали час рот не открыла вообще! Помогите! Неужели придется под общим наркозом доделывать несчастный поверхностный кариес)))
Екатерина, здравствуйте! Извините, я только сейчас увидела Ваш вопрос. Я живу и работаю в Санкт-Петербурге. Вам необходимо искать в Москве врачей, которые умеют «учить» детей лечиться. Тех, кто ищет контакт с ребенком и родителями. Я уверена, они есть,поищите по отзывам, форумам.
С уважением, Диана Леонидовна Сапегина
специалист по детской и подростковой психологии
Анна, здравствуйте! Да, ситуация непростая. Обычно родители в таких ситуациях чувствуют себя беспомощными и растерянными, сочувствую Вам. Но сейчас необходимо проанализировать, что произошло и подумать, что можно предпринять, чтобы у ребенка и у Вас вернулось доверие к врачу. То что случилось можно назвать негативным стоматологическим опытом. Девочка травмирована и с этим надо работать. У Вас есть много ресурсов, во-первых, ваш ребенок уже многое понимает и судя по всему с ней можно договориться. Во-вторых, у Вас есть время, ведь кариес поверхностный, лечить его, конечно нужно обязательно, но это не смертельно, если Вы потратите какое-то время на психологическую подготовку к лечению.
Я бы посоветовала сделать сейчас перерыв в медицинских процедурах, не мучить ребенка, пусть все уляжется. И помочь девочке переработать то, что произошло. Можно прийти ко мне на очную консультацию, мы обсудим нюансы.
С уважением, Сапегина Диана Леонидовна
Специалист по детской и подростковой психологии.
Здравствуйте! прочитала статью, очень познавательно, но мы не совершали ни одной ошибки, кроме того, что в последний раз обещали подарок, а дочка все равно категорически отказывается лечить зубы, в первый раз дала все осмотреть, но испугалась звука бормашины, ушли ни с чем, во второй раз даже в кабинет заходить отказалась, опять ушли, в третий раз уговорили сделать укол, сделали, всплакнула, но сказала, что не больно, улыбалась, а как только подошла к кабинету, то опять отказалась туда заходить,устроила истерику, дома рассказывали все про лечение зубов, объясняли,,зачем это нужно, играли в доктора, у врача не ругали, не давили, не шантажировали, я не понимаю, в чем дело, но я в отчаянии, лечить нужно 5 зубов, под наркозом я боюсь. Сама часто хожу к стоматологу, в юности запустила,да и зубы плохие, и теперь зубы дочери для меня больной вопрос, я часто привожу себя в пример, почему зубы надо лечить вовремя, может дело в этом, может быть не стоило этого говорить? Я не представляю, как найти к ней подход, учитывая, что она наотрез отказывается даже в кабинет войти.
Ольга, здравствуйте! Сколько лет вашей дочери? Насколько серьезны проблемы с зубами? Как она вообще переносит медицинские процедуры, забор анализов, например?
Здравствуйте! Совершила все перечисленные Вами ошибки и причем вместе с врачом. Сыну 6 лет, раньше зубы уже лечили, боялись, плакали, вырывались но лечили. На этот раз удалось поставить временную пломбу (сын сидел сам, плакал), а когда дошло дело до постоянной ни в какую. Уговаривали, задабривали, объясняли, угрожали запретами, в общем все как в статье. Вот только я так и не нашла ответа, как же все таки уговорить сына долечить зуб. О необходимости лечения рассказывала, все объясняла до этого, постоянно объясняю как необходимо лечить зубы. Сама не испытываю страха перед стоматологом, в детстве ходила к зубному на спор. Завтра идем снова, ведь временную пломбу нужно поменять на постоянную. С ужасом и слезами представляю завтрашний день. Так какие все же найти слова, как помочь сыну преодолеть в себе страх?
Здравствуйте Наталья! Парадокс заключается как раз в том, что легче не допустить негативного стоматологического опыта, чем потом преодолеть его последствия. Именно поэтому я написала статью, чтобы мамы не совершали данных ошибок. Ну а если все уже произошло, попробуйте сделать следующее. Поиграйте с сыном в стоматолога. Пусть сначала он будет врачом, а вы пациентом, а потом наоборот. Причем, я играю с ними, копируя их же поведения. Кричу, что не хочу лечиться, поднываю и отказываюсь, не открываю рот . Обычно это вызывает бурю восторгов и понимание. Порисуйте злых микробов, которые напали на зуб и доброго врача, который зуб будет спасать. Расскажите сыну как Вам однажды встретился очень хороший врач, который помог Вам. (Если это действительно было). Важно создать у ребенка позитивный образ врача. Вообще, для переработки травмы нужно время, поэтому лучше сделать перерыв во взаимодействии с врачами в несколько недель. Если все вышеперечисленное не сработает, обратитесь к детскому психологу.
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. У нас сложная ситуация. Дайте, пожалуйста, совет!
В мае ребенку 3,5 года на приеме насчитали 7 зубов на лечение. До этого раз в год ходили, показывались легко. Были на осмотре в три года, проблем не было. Когда насчитали 7 зубов предложили сразу общий наркоз, я отказалась. Я взяла отпуск и начали лечить зубы, ходили каждый день, принялись лечить сложные зубы с пульпитом (их было три), это каждый зуб как минимум лечили и сверлили два раза. Первые пару раз сам дал сверлить, потом уговаривали, а потом держали, т.к надо было долечить. Он давал делать всё кроме сверления. Теперь понимаю свои ошибки. В июне закончили лечение, а в сентябре опять два зуба повторно и два новых. Зубы никогда не болели. Два повторные вылечили удерживая, а новые оказались опять с пульпитом, рассверлили оба сразу (они рябом), лекарство положили и всё… Через 9 дней пришли долечивать, а нашего врача не оказалось, после 30 минутных уговоров убрал лекарство другой врач, тоже хорошая спокойная, светлить не дал. Больше держать лекарство нельзя было, опасно. Пришли на следующий день к своему врачу, а он не дает сверлить и даже с удержанием не получалось, рот сильно зажимает и доктор не может разжать, хотя раньше получалось, пробыли полтора часа так и не смогли уговорить. Наследующий день было его день рождения, а мы в больнице провели 2 часа, уговоры и угрозы не помогли. Потом еще два дня безрезультатно, говорит пойду, только без жужалки, а там без сверления никак нельзя – пульпит. Врать нельзя, говорю правду. Уговариваю, объясняю что надо микробик только жужалкой убирать. У меня сдали нервы, один раз в больнице почти 3 часа просидели. Это нам ещё врач терпеливая попалась. Потом ходил с папой, с крестной, с любимым двоюродным братом в качестве поддержки и примера ему 6лет и лечит один. С горем пополам вылечили один зуб. Сходили в кафе детское по этому поводу. Больше не дается. Осталось долечить один. Наложили запрет на сладости и мультики пока зуб не вылечит. Пошли в платную дорогую клинику, даже в кабинет не зашел. Собрались через неделю в другую платную, в кабинет зашел после уговоров и обещания всех что без жужалки. Дал посмотреть только руками и всё. Через две недельки пошли к нашему врачу просто посмотреть (уговорила) как наш недопеченный зуб поживает. Он сидит у меня на коленках и даже на меня не наклоняется, видимо думает что буду удерживать насильно, кое-как дал посмотреть. Оказалось у нас другой зуб на удаление (лечили его в мае, был пульпит), пока не болит. Как идти на удаление даже не знаю. Уже дома начинает плакать и отказывается идти к стоматологу. Зубы коренные, меняться будут не скоро, десно чуток опухло, но пока не болит – поласкаем. Не долеченный зуб тоже кандидат на удаление, но пока можно его еще лечить. Сейчас в магазинах ничего не просит, знает, что пока не вылечит, не купят. Страх у него бор машинки, я заметила, он боится громких звуков – дрель, сушилку для рук, пылесос даже иногда боится. Когда ему было 4-5 мес. у нас соседи делали ремонт и долго работали перфоратором. Ищу сейчас психолога, но даже в платных стоматологических клиниках их нет. С подобной практикой психолога пока не нашла. Искала терапевтические сказки на эту тему, не нашла. Я всё перепробовала и кнут, и пряник – не помогает, уже месяц без конфет и мультиков. К слову сказать, прививки, уколы и кровь из пальца сдаем всегда со слезами и удержание. Сейчас ему 4 года. Посоветуйте как быть?
Здравствуйте, Ирина! Хочу Вам сказать, что у Вас очень терпеливый ребенок и похоже он очень Вам доверяет, да и с доктором был отличный контакт. Я так думаю, потому, что он позволил вылечить столько зубов, хотя это ему совсем не нравилось. Если бы он Вам и доктору не доверял, то не позволил бы лечить ни одного, даже насильно. Ну, конечно, это все благодаря и Вашему терпению и терпению врача. Мне кажется, что в Вашем случае, нужно подождать и дать сыну время сколько можно. Т.е. не посещать врача стоматолога. Посмотрите, ведь у Вас прошло совсем немного времени после неудачного опыта и он снова пошел в кабинет и сел в кресло.Я понимаю, что зубы нуждаются в лечении. Но еще больше его психика тоже нуждается в перерыве. Пока вы будете ждать нужно обязательно разговаривать с ним о том что произошло. Говорить, что мама переживала, чтобы его зубы были здоровы. Что доктор прогоняет микробов, рисовать ему много раз как микробики едят зубы. Говорить, что микробы кусаются, когда их пытаются выгнать, потому что они не хотят уходить. Что жужжжалка это душик, который прогоняет микробов. Ну мне почему-то кажется, что Ваш ребенок может простить Вам все и поверить. Хотя, конечно, чтобы делать выводы надо его и Вас видеть.