11 Июл 2014

Чувство зависти

0 Comment

(психолог-психоаналитик Детковская О.А. 2011 )

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
Спиноза Б.

В словаре русского языка Ожегова С.И. читаем, что зависть определяется как «чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого» (3, с.184). Само определение этого чувства уже указывает на то, чтобы оно возникло, необходим другой и этот другой должен обладать нечто таким ценным, чего нет, не было и возможно никогда не будет у самого субъекта. Хотя зависть в какой-то степени знакома всем нам, но говорить, а тем более признаваться в этом чувстве достаточно сложно. Что закрывает или что защищает чувство зависти от нас самих? Думается, что в первую очередь, это собственная несостоятельность, а за этим уже — стыд, что об этой несостоятельности узнает еще кто-то кроме тебя. Признать эту самую несостоятельность или столкнуться с этим чувством стыда за то, что у тебя что-то не так иной раз совершенно невозможно, т.к. это может привести к психическому провалу. В крайних случаях это бывает чрезвычайно болезненный аффект и чтобы справиться с ним надо «вытолкнуть» его наружу и для этого подчас необходимо разрушить либо то хорошее, что имеется у другого либо его самого.

Так исторически сложилось, что зависть сопровождает человечество на всем протяжении его существования. Обращаясь к Библии, можно увидеть, что данной теме и здесь уделяется пристальное внимание. Каин убил брата своего младшего Авеля, когда увидел, что принесенная им жертва была не принята Богом, а жертва брата, лучшее животное из собственного стада, была оценена по достоинству. Израиль, отец Иосифа, больше любил и выделял его из всех своих сыновей, вызывая, таким образом, зависть и ненависть братьев своих, которые продали того в рабство. Иосиф потом в Египте сотворит немало чудес, а братья обратятся к нему за помощью и будут прощены. Зависть, так или иначе, будет сопровождать Христа на всем пути его. Дабы хоть каким-то образом укротить это чувство, оно признается одним из смертных грехов, запрещенных Десятью Заповедями: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Зависть может пробуждаться как к материальным ценностям, так и абсолютно нематериальным вещам, как например, успеху, таланту, интеллигентности, уму, красоте и т.п. Человек желает обладать тем, чего у него нет, но всегда принадлежит другому. Таким образом, речь в данном контексте всегда идет о некой нехватке, об отчуждении собственного желания — у другого есть то, что так необходимо мне для ощущения полноты жизни и счастья. Насколько возможно восполнить эту нехватку? И возможно ли вообще? Речь здесь идет не просто об отсутствии чего-то ценного или какого-либо объекта, а собственно о простой способности другого к благополучию. Или, если говорить шире, речь о способе существования, где в основе имеется некоторая ущербность, которая подрывает возможные отношения любви и собственно бытие как таковое.

В крайних своих выражениях зависть проявляется у людей с ярко выраженной нарциссической проблематикой. Одним из определяющих симптомов нарциссического расстройства личности по DSM – IV (1994) («Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям», разработанное Американской психиатрической ассоциацией) является «чувство зависти к окружающим или убежденность в том, что другие завидуют ему».

Чувство зависти может начать проявляться на очень ранних этапах развития человека, начиная с отношений мать-дитя. Возможно, если ребенок оказался в ситуации абсолютной беспомощности без должной родительской поддержки, он будет сравнивать себя с другими детьми и начнет завидовать им. Если же мать имеет выраженность нарциссических черт, то у нее самой будет прослеживаться двойственность проявления зависти. А именно: с одной стороны она может восхищаться собственным ребенком, а с другой — такие нарциссические состояния беспомощности ребенка будут повышать ее самоуважение как матери. Таким образом, зарождающаяся собственная зависть будет усиливаться завистью родителей.

За завистью имеется определенная фантазия, которая направлена на «хороший» объект (это может быть желание чем-то обладать) или причинить вред либо разрушить этот объект желания. «Хороший» объект, таким образом, подвергается деструктивному нападению за свою «хорошесть» в силу отчаянной попытки защитить себя от невозможности переносить собственную ущербность или нехватку, в какой-то степени зависимость и отделенность от этого «хорошего» объекта, возбуждающего зависть. И здесь, конечно, уже не идет речь о действительной, реальной потребности обладать той или иной ценностью, имеющейся у другого, а лишь о возможности справиться с этой внутренней деструкцией, которая связана с болезненным ощущением собственной неполноценности и уязвимости, выражающейся в чувстве ненависти, либо причинении вреда, либо, уже во взрослом возрасте, в презрении к тем чертам в объекте, которые пробудили зависть. Зависть, таким образом, будет всегда связана с нападением на «хороший» объект; это своего рода направленность на установление враждебных отношений с теми, кто вызывает желание и любовь, т.е., возможно, на сами источники жизни.

Мелани Кляйн, знаменитый психоаналитик британской школы, пишет в своей работе «Зависть и благодарность»: «Есть очень сильные психологические причины того, почему зависть фигурирует среди «семи смертных грехов». Я бы даже предположила, что она бессознательно ощущается самым большим грехом, поскольку портит и повреждает хороший объект, являющийся источником жизни», далее она цитирует Чоссера: «Несомненно, зависть — самый худший из грехов; поскольку остальные грехи — это грехи против какой-то одной добродетели, в то время как зависть — против всех добродетелей и против всего хорошего». Данное высказывание соотносится с мыслью Фрейда, что жить — значит любить, любить – значит жить.

Думается, что так или иначе чувство зависти соотносится с тем ощущением собственной детской беспомощности и страхом разрушить тот объект любви, который для нас наиболее дорог, избегая и не осознавая этого чувства. Если же зависть каким-то образом осознается, а в последующем может объединиться с чувством благодарности и восхищения, то ее деструктивность будет утрачена. Говоря иначе, чтобы чувствовать себя хорошо и иметь возможность испытывать состояния благополучия необходимо уметь жить с самим с собой в мире и гармонии, что, в сущности, является одной из целей психоанализа как метода психотерапии.

Понравилась статья - поделись в социальной сети с друзьями

Другие статьи по психологии:

[top]
About the Author


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *