15 Ноя 2015

Успешный ребенок любой ценой?

0 Comment

Долгожданная неделя школьных каникул… Но распорядок дня большинства детей по-прежнему перегружен: репетитор по английскому, теннис, дополнительные задания по алгебре, чтобы в следующей четверти была «твердая» четверка. Жизнь школьников напоминает постоянную борьбу за успех. Дети чувствуют родительскую тревогу из-за учебных результатов, и этот непосильный эмоциональный груз может отразиться и на их будущей жизни.

Часто еще до рождения, у родителей складывается образ «идеального» ребенка: умного, талантливого, красивого .Такие фантазии необходимы для создания психологического пространства для будущего ребенка, но могут существенно отличаться от реальной жизни . Для многих родителей, ребенок – это тот, кто должен сделать то, о чем мечтала в детстве мама, тот, кто должен исправить то, что не получилось у папы в свое время. Любые неудачи и достижения воспринимаются и переживаются как свои собственные. Существует устойчивое родительское представление о том, что чем раньше и всесторонне обучать ребенка, тем раньше от него можно ожидать достижений. Но в результате завышенных ожиданий у детей возникает страх неудачи, ошибки. Культивирование родителями в ребенке ощущения собственной исключительности также со временем может привести к негативным последствиям. Как правило, уже в средней школе ребенок осознает, что его рисунки не такие гениальные, как ему говорили . А сверстники ценят больше за хорошую игру в футбол во дворе, а не за отличные оценки в дневнике. Швейцарский психоаналитик Алиса Миллер пишет в своей книге «Драма одаренного ребенка» о детской зависимости от успеха и последующей нарциссической травме : «За этим их подстерегает депрессия, чувство опустошенности, потеря смысла существования – как только им начинает не хватать наркотика величия, как только они перестают быть «на вершине», когда они чувствуют, что в сравнении с неким идеальным образом не оказались на высоте. Из-за этого они начинают страдать от страхов и тяжелого чувства вины или стыда».

Когда ребенок уже не в силах выдерживать давление взрослых, он начинает чувствовать, что он неуспешен, неудачник, и его не за что любить. В этом случае успеваемость в школе , как правило, резко снижается. Или , при внешней успешности, ребенок испытывает огромное напряжение и тревогу, любая оценка, кроме отличной, может довести до нервного срыва или даже до физического заболевания. Такие дети даже в кабинете психолога стараются быть хорошими и способными: они хорошо говорят, четко выговаривая слова, но в их речи нет места чувствам, нет эмоции, нет жизни. Детям при этом бывает очень тяжело найти связь со своим внутренним миром, потому что вся энергия уходит на то, чтобы исполнить желания других. Родителям необходимо создавать пространство и время для «ничегонеделания», чтобы ребенок мог наладить контакт со своими эмоциями, и не всегда положительными. Чтобы он мог подумать, кто он, что ему нравится и чем хочется заниматься. Пусть это будут занятия, которые просто приносят удовольствие и которые не нужно выполнять на « отлично».

Когда ребенок идет в школу, многие мамы и папы становятся « родителями ученика», видя в сыне или дочери только школьника, и оценивая постоянно успехи и достижения. Необходимо оставаться просто родителями, которые видят в своем ребенке личность, со своими мыслями, своими желаниями и со своим предназначением в жизни. Пусть первыми вопросами при встрече своего ребенка из школы, будут: «Как ты? Что ты чувствуешь? Интересно ли было сегодня?», а не «сколько сегодня по химии и обществознанию?» Ведь, в конечном итоге, успех детей в дальнейшей жизни зависит от их душевного благополучия, уверенности в своих силах, адекватной самооценки, а не от количества пятерок в аттестате.

Понравилась статья - поделись в социальной сети с друзьями

Другие статьи по психологии:

[top]
About the Author


Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *