Психоаналитическая терапия подростков

«…Подросток идет по пути преобразования, неведомого ему самому… Что же касается взрослых, так он для них – сплошные проблемы.
Уважать и любить подростка в этот период очень сложно. Но это необходимо».
Франсуаза Дольто «На стороне подростка»

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни каждого человека. В этом возрасте люди становятся похожими на взрослых, но в душе остаются детьми. Родители и учителя, общество в целом часто требует от подростка самостоятельности. Но при этом во многом его ограничивает, сдерживает, потому что боится, что формирующаяся личность шагнет не в ту сторону.

Подросткам приходится преодолевать этот конфликт. Это время наибольшей ранимости, беззащитности. У детей есть хорошие защиты, они многого не воспринимают, вытесняют, забывают. Взрослые тоже формируют себе целые батареи защит, устанавливают себе цели и ценности и по ним живут. А у подростка нет защиты, себя маленького он потерял, так как стал умнее и сильнее, себя нового взрослого он еще не приобрел.

«В частности, для чувства собственного достоинства подростков, весьма болезненным является осознание факта, что, по сравнению с ними, родители гораздо более взрослые и компетентные. Подростки должны подтвердить себе и другим свой собственный статус самостоятельного человека. Они должны привыкнуть к тому, что теперь их жизнь гораздо более сложная и беспокойная. Они не могут уже так, как в детстве, опираться на социальный престиж родителей. Они не уверены в том, что им удастся справиться с трудностями взрослой жизни. Довольно часто они испытывают досаду по поводу возникающего в этой связи чувства страха; с другой стороны, именно это чувство является той «занозой», которая заставляет их продвигаться дальше по сложному пути психологического развития», — Клаус Фопель «На пороге взрослой жизни» — М.: Генезис, 2008 г. Прибавьте к этому быстро меняющееся тело и физиологические процессы, происходящие в их организме, которые тревожат и вызывают сильные эмоции.

И, кроме того, подростковый возраст подводит черту и проявляет все особенности личности, воспитания, которые имели место быть до этого периода. Грубо говоря, если в детском возрасте были какие-либо психологические проблемы, и они остались неразрешенными, они переносятся в этот возраст и оказывают значительное влияние на поведение и жизнь человека. Именно поэтому психологическая помощь и поддержка зачастую бывает необходима детям в это время. Речь идет о возрасте от 11 до 16 лет.

Проблемы подросткового возраста

Признаками того, что подросток не справляется с ситуацией, могут выступать:

  • Депрессия, сниженное настроение, апатия, лень
  • Проблемы обучения (нежелание делать уроки, снижение успеваемости, прогулы уроков, тревога перед экзаменами, конфликты с учителями)
  • Уход в компьютерные игры или интернет
  • Психосоматические проблемы (частые головные боли, которым не могут найти причину врачи, бронхиальная астма, астения и т.д.)

Кроме того, особенностью данного возрастного периода является изменение отношений с окружающими. Родители перестают быть авторитетом для своих детей, они становятся людьми с другой планеты. Для того чтобы обрести себя, подросток намеренно отказывается от всего родительского и ищет свою позицию. Одновременно с этим он больше тянется к сверстникам, так как они находятся в равных психологических условиях. В связи с этим есть два ряда трудностей, имеющих особое значение для этого возраста:

Конфликты с родителями и другими членами семьи. Эта ситуация является нормальной и закономерной для семьи в которой растет подросток, но приносит много страданий всем участникам процесса
Проблемы общения (отсутствие друзей, замкнутость, зависимость от окружающих, неуверенность в себе, конфликтность, агрессивность и т.д.) Потребность общаться со сверстниками в этом возрасте наиболее высока и если она по каким-то причинам блокируется, то ребенок-подросток страдает и не может выполнять психологические задачи своего возраста.

Возникновение всех выше перечисленных проблем может быть поводом для обращения за психологической помощью к специалисту.

Особенности терапии подростков

Часто родители подростков прежде чем привести ребенка на консультацию к специалисту, хотят пообщаться с терапевтом отдельно. Им легче говорить о своих беспокойствах, мыслях и чувствах в таком формате. Кроме того, иногда родители не знают, как объяснить подростку, зачем ему помощь психоаналитика. В подобных случаях на первичную консультацию родители могут прийти без подростка. А в дальнейшем, если это будет необходимо, привести его.
Специалист всегда старается выслушать обе стороны, понять беспокойства родителей и узнать мнение подростка.
Работа с подростком может быть начата и будет эффективна только в том случае, если у него есть свой запрос и мотивация к терапии. Иными словами, он понимает и признает, что ему нужна помощь специалиста. Поэтому, как правило, даже если родители приходят вместе с ребенком на первичную консультацию, в ней выделено время, когда аналитик разговаривает с подростком отдельно и спрашивает его о: желании посещать занятия и цели которой подросток хотел бы достичь с помощью этой работы. В случае если юноша или девушка отказываются от психотерапии, то работа может вестись опосредованно, с родителями.

Обычно аналитик и подросток беседуют, т.е. работа с подростком похожа на работу со взрослым человеком. Иногда используются проективные рисуночные тесты. Младшие подростки 11-13 лет часто играют на сессиях. Это могут быть либо обычные детские игрушки, они погружаются в младший возраст, либо совместные игры с аналитиком (шахматы, настольные игры), может также использоваться неструктурированный материал (глина, песок). Все это — необходимая часть контакта и взаимодействия аналитика и пациента. В некоторых случаях подростку трудно выразить свои чувства словами, а молчание приносит непереносимый дискомфорт. Поэтому игры помогают ему успокоиться и сохраняют контекст взаимодействия.

В работе с подростком аналитик тщательно следит за соблюдением правила конфиденциальности. Т.е. информация не может быть передана родителям без согласия на это подростка. Но, несмотря на это, встречи аналитика с родителями являются необходимой частью терапии и проводятся примерно один раз в месяц. Просто специалист подробно обсуждает с подростком то, о чем он хочет поговорить с его родителями.

В остальном, аналитическая терапия не отличается от детской.

Специалисты: Ялышева М.Н., Сапегина Д.Л., Боровкова Ю.А., Арбатская О.Н., Детковская О.А.

Продолжительность: 50 мин. Продолжительность терапии в целом может быть различной: от 4-5 встреч до года.
Стоимость: 1500 р.
Возраст подростков: от 11 до 16 лет.