Детский психолог, консультации детей и родителей.

«Путь личностного развития ребенка и формирование его жизненной позиции зависит от того, как мы строим повседневные контакты с ним».
Бруно Беттельгейм (детский психотерапевт)

detskiy-psyholog

Детская психоаналитическая терапия — это процесс создания особенных отношений специалиста и маленького пациента, целью которых является восстановление хода нормального развития ребенка, посредством работы с его эмоциональной жизнью.
Любая работа детского психолога начинается с первичной консультации, на которую приходят родители вместе с ребенком. Родители рассказывают о том, что их беспокоит и какую помощь они хотят получить у специалиста. Возраст детей может быть от двух лет.
Как правило, родителей заставляют обратиться к детскому психологу следующие проблемы:

 

  • Сложности в общении (замкнутость, стеснительность, агрессивность, отсутствие уверенности в себе, отсутствие друзей)
  •  Сложности в обучении (не справляется с дошкольной и школьной программой, не хочет посещать школу)
  • Психофизиологические нарушения и невротические симптомы (нарушение сна и питания, энурез, энкапрез, снижение активности, жизненного тонуса, рассеянность, заикание, тики)
  • Психологические симптомы (страхи, ночные кошмары, частые изменения настроения, тревога, навязчивые действия и ритуалы)
  • Проблемы воспитания и взаимоотношений с родителями (капризы, истерики, непослушание)
  • Несоответствие поведения ребенка его полу (девочки ведут себя как мальчики, мальчики – как девочки)
  • Проблемы семьи (развод, конфликтные отношения в семье, между родителями и детьми, между братьями и сестрами, психологическая несовместимость родителей с ребенком)
  • Психологические травмы (потеря близких, насилие, экстремальные ситуации)
  • Психосоматические проблемы (частые простудные заболевания, недомогания неясного генеза и обострения хронических заболеваний)
  • Вопросы родителей по развитию детей (оценка уровня развития ребенка)

За каждой из этих проблем стоит своя уникальная история ребенка и его семьи, в которой предстоит разобраться психоаналитику. На первичной консультации он вместе с родителями расставляет главные акценты в ситуации, планирует дальнейшую работу. Если родители и специалист приходят к единому мнению, что малышу помощь необходима, то в дальнейшем психоаналитик, как правило, встречается для беседы с родителями отдельно. Это необходимо для того, чтобы подробно выяснить в каких условиях и как развивался малыш, каковы его индивидуальные особенности, реакции на те или иные внешние обстоятельства. И многие другие вопросы.

Как строится работа с маленьким пациентом:

Чаще всего ребенок приходит в кабинет детского специалиста один — два раза в неделю и играет. Однако игра сама по себе не составляет суть психотерапевтического процесса, она скорее обеспечивает способ общения взрослого с ребенком. Это означает, что игрушки, используемые в процессе работы, подобраны так, что они способствуют выражению его переживаний или мыслей. Психолог не вмешивается в игру, не указывает малышу, как надо действовать, а вместо этого реагирует таким образом, чтобы освободить естественное стремление ребенка к развитию.

Часто дети на психотерапевтических сессиях рисуют, лепят из пластилина и глины, играют с песком. Но все это служит средством для общения ребенка и специалиста. С помощью игрушек малыш выражает свои мысли и чувства, а детский психолог пытается в них разобраться и связать их с тем, что рассказывали родители. Во время этих занятий, ведутся разговоры об очень важных для ребенка вещах: об ощущении зависимости от взрослых, о различных чувствах, которые возникают у него в жизни: о страхе, злости, обиде, неловкости и многом другом; об отношениях с родителями и сверстниками, братьями и сестрами, учителями. Дети делятся с аналитиком тем, что их беспокоит, и что они хотели бы изменить в своей жизни. Иногда этот запрос совпадает с родительским, а иногда нет. Например, родителей беспокоит, что их чадо по 6-7 часов в день делает уроки и не слышит их, а ребенок на самом деле переживает, что у него нет друзей, грустит и постоянно думает об этом, не может ни на чем сосредоточиться. Специалист сначала исследует ситуацию со всех сторон, пытается понять причины ее возникновения. А потом корректирует ее с помощью бесед с родителями и занятий с малышом.

Работа с родителями

Участие родителей не ограничивается тем, что они рассказывают о проблеме, истории развития ребенка, приводят и уводят его на занятия. Работа с малышом всегда ведется с обязательным включением в работу родителей. Что это значит? Обычно специалист периодически приглашает маму и папу на отдельные встречи для того, чтобы обсудить изменения поведения малыша в ходе терапии, скорректировать их представление о том, что происходит с их чадом и другие текущие проблемы. В ходе терапии ребенок меняется, ведет себя по-другому и для того чтобы эти изменения пошли на пользу, необходимо, чтобы родители понимали, что происходит с ребенком и как им на это реагировать. Встречи с родителями, как правило, проходят не чаще чем один раз в месяц.

Сроки и стоимость работы

Время, за которое можно достичь оптимального эффекта весьма различно и зависит от тяжести проблемы, того, как будет складываться контакт ребенка и детского психолога, включения в терапию отца и матери. Самый минимальный срок, для того чтобы получить представление о причинах и механизмах, запускающих проблемы малыша, — это 4-5 встреч. Обычно эффект терапии виден через 2-3 месяца терапии. Средняя продолжительность психоаналитической терапии один учебный год (от сентября до лета). Бывает так, что проблемы, с которыми приходит семья на консультацию, решаются довольно быстро, но за ними оказываются более глубокие и сложные, решение которых требует времени. Так или иначе, сроки терапии индивидуальны и подробно, относительно конкретной ситуации, о них можно узнать на первичной консультации.

 

Возраст детей: от 2 до 16 лет